пятница, 31 октября 2014 г.

Виктория Токарева «Так плохо, как сегодня»

Из командировки моя коллега привезла сборник рассказов Виктории Токаревой «Так плохо, как сегодня». Малюсенькая книжечка в простой обложке, изданная дорожным форматом, на серой бумаге, почти невесомая. Невзрачная, а такая теплая, понятная.
Вот жизненная история писателя, сценариста Андрея Владимировича Велицкого, сокращенно Вели. Он рано стал знаменитым, богатым, «буквально козырной туз в колоде». Веля был чертовски привлекателен. «В него были влюблены все женщины поколения». А он выбрал чужую жену, конечно же, тоже чертовски привлекательную женщину Эмму.

«Роман пылал у всех на глазах, как костер. Все ждали, чем он закончится. А закончился он смертью мужа Эммы». Теперь ничто не мешало им соединить судьбы узами брака. Они стали чертовски привлекательной парой. И все у них было: красота, слава, деньги. Вот только, как считали они, не было у них свободы в нашей стране.

«Я никогда не понимала, что такое свобода? Для меня свобода – это русский язык. Я на нем свободно говорю, и не просто произношу слова, а плаваю в нем как рыба в море, как птица в небе. У меня огромный словарный запас. Я виртуозно жонглирую словами. Заслушаешься. А в Америке я смогу произносить только «о'кей» или «гуд-бай». Я не знаю английского языка и никогда его не выучу, а даже если и выучу, буду передвигаться от слова к слову, как на костылях. Зачем мне такая свобода?»

Они уехали в Америку, но потеряли счастье. Счастье для Эммы представлялось не только в образе любимого мужа, но еще и в образе любимого внука Лёвушки. В 25 лет Лёвушки не стало.

«Эмма сломалась. Погиб смысл ее жизни. На чужбине, пусть даже в раю, но в чужом раю, она питала свою душу любовью к близким». У Эммы никогда не было испытаний в жизни. Все ее любили: родители, мужчины, дочь, внук. Она не знала, что значит страдать. У нее не было иммунитета к страданиям, и она впала в глубокую депрессию. Конечно, Веля какое-то время побыл рядом, а потом стал все чаще уезжать по делам в Россию. У нас кипела творческая жизнь: фестивали, симпозиумы, конференции. Веля же был русский писатель, и здесь его хотели видеть в качестве члена жюри, авторитета, корифея.

«В какой-то момент Веля осознал, что его жизнь – здесь, а не там. Здесь его любят. Здесь – русский шарм и русская ментальность, которой больше нигде нет. И сам он русский до мозга костей. Свой среди своих».

После очередного фестиваля к нему подошла известный фотограф Полина Жук, в тусовке все звали ее Жучка и просто сказала: «Я тебя люблю». Так Веля стал жить на два дома. Там скучная, больная, старая жена, а здесь молодая, инициативная, талантливая Жучка.

Жучка очень хотела заполучить в собственность не только душу Вели, но и уголок под крышей, мастерскую, которая не была в ее собственности. С мастерской были какие-то сложности, которые можно было разрешить только в мэрии. Она уговорила Велю посодействовать. Веля должен был подъехать, но бежали минуты, а его все не было… Жучка решила пойти навстречу. Завернув за угол она увидела бездыханное тело Вели на руле «мерседеса». Инфаркт.

А далее небольшое описание состояния нашей медицины. Бросили в коридоре, никто не подходил до тех пор пока Жучка не позвонила в Америку Эмме. Эмма из Америки позвонила лучшим врачам. Врачи срочно приехали и начали спасать известного деятеля искусств. Эмма в экстренном порядке «вышла из депрессии» и прилетела к нему в больницу. Сидела ночами, говорила с ним, взывая к жизни.

«Из темноты постепенно, как будто проявляясь, выплыло лицо – такое родное, такое драгоценное. «Эмма» - узнал Веля».

К чему я так подробно описала сюжет рассказа? Да потому, что в десятке страниц спрессована вся наша жизнь: любовь и страдания, понятия о ложной и истинной свободе, наконец, наша ментальность. Все рядом: жизнь и смерть, любовь и предательство… Все сиюминутно: сегодня ты гений и на тебя молятся, а завтра – пациент.

Рассказ «Кока и Магомед» я прочитала, как учитель. Наверное, +Maria Sonina меня заразила своей привычкой читать книгу с точки зрения ее полезности на уроке. Этот рассказ может быть использован как на уроках литературы, так и на уроках обществознания. Во-первых, он небольшой по объему и современные школьники его быстро прочитают. Во-вторых, события, описанные в рассказе, происходят в наше время. В- третьих, идея произведения лежит на поверхности, до нее не нужно докапываться сквозь дебри авторской философии. Не буду пересказывать сюжет, а использую известный прием «начала произведения»:

У одной немолодой интеллигентной пары родился особенный мальчик Костя. Он был даун. 

 Для тех, кто заинтересовался ССЫЛКА