вторник, 22 июля 2014 г.

Мария Метлицкая «И шарик вернётся…»


Отпуск – лучшее время для «легкого чтения». Почему бы не расслабиться и не прочитать женский роман? Али я не женщина? Али мне не хочется сантиментов? Али не для меня писались трепетные любовные истории? Али я против «жизненных историй» на ночь? Нет, нет и еще раз нет… Очень люблю на сон грядущий книжку ПРО ЖИСЬ прочитать. А раз так, то и имя новое подоспело - Мария Метлицкая. Ее роман «И шарик вернется» посоветовала прочитать +Юлия Морозова. Юлечка, спасибо, угодила.

В Интернете ходят упорные слухи, что Виктория Токарева 
считает Марию Метлицкую своим единственным последователем. Вот и на обложке книги Токарева заверяет, что роман качественный. Мнение Виктории Самойловны для меня очень ценно, да и тема близка: про мое детство, про мою молодость, про моих подруг. Словом, про меня, только не столь драматично и романтично, но очень-очень близко. Я и мои подружки, как и героини романа, учились в Советском Союзе, а живем в России. Правда, мы живем в одном городе, видимся, перезваниваемся, помогаем беседами-советами. Жизнь у нас размеренная, не столичная, не богемная, да что долго говорить - провинциальная. А вот у них в столицах-заграницах!..
Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит. 


В советской школе учились три подруги: Верка, Таня и Лялька. А еще у них в классе была комсомолка-активистка Зоя, красавица Светик и несчастная Шурка. История жизни каждой девочки описывается подробно и последовательно. Мария Метлицкая не стала вымучивать из себя многозначительные художественные названия глав, да и нумеровать, видимо, показалось ей слишком банальным. Она поступила просто – каждая глава названа именем той героини, о которой идет речь. Так, например, в романе 23 главы носят название «Таня». Я не считала остальные главы, но думаю примерно такое же количество с именем «Лялька», «Верка» и т.д. Вехи жизненного пути героинь отмечены главами-сборками (о каждой из героинь по чуть-чуть): «Школа», «Уже про любовь», «Последние каникулы», «Последние школьные страсти», «Как-то все не очень», «А где же счастье?», «И снова новый год». Мне понравилась эта простота. Легко читать, так как понятно о  ком идет речь.  Главы сборки помогают ориентироваться по времени. А если вдруг кто-то вздумает прочитать только про одну героиню, то выбрав из содержания соответствующие главы сможет прочесть рассказ. А может у автора все было наоборот? Были отдельные женские истории-рассказы, а потом она решила их склеить общей сюжетной линией? На протяжении романа девочки взрослеют, учатся в институте или не учатся, работают, влюбляются, разводятся, теряют любимых и смысл жизни, некоторые находится на грани самоубийства, но «выруливают» и начинают жизнь заново.

Никогда ранее не думала о том, какую большую роль в дальнейшей судьбе будущей женщины играет родительская семья. Вот, например, у Шуры была очень хорошая семья. Мама завотделом в магазине, папа занимал какой-то руководящий пост. Дом - полная чаша. Но однажды отец ушел из семьи. Мать запила, ее выгнали с работы. Она подралась с собутыльницей и получила тяжелые увечья. Осталось жива, но полностью парализованным инвалидом. Что делать дочери, которая мечтает после школы стать портнихой? Выход только один - кое-как закончить школу и стать сиделкой при больной матери. Для Шурки жизнь закончилась в тот момент, когда отец захлопнул дверь. Но это еще не все ее страдания…


Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.

Женские образы, как будто срисованы с реальных женщин. Встречала я и несчастных шурок, и идейных до мозга костей зой, и бесшабашных лялек, и самовлюбленных светиков. А вот мужчины в романе присутствуют на втором плане. Они либо ломают судьбы героинь, либо служат денежными мешками. Удивительно, но ни один мужской образ мне не запал в душу. В каждом из них есть своя червоточина. Вот, например, отец Верки. Красавец, известный адвокат, достоин уважения, так как на могиле жены (матери Верки) он поклялся, что в доме не будет женщины пока дочь не закончит школу. Слово сдержал, только нажил ребенка от прислуги, которая убирала их дом. 

Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит. 

В романе история с уходом мужа из семьи повторяет неоднократно в судьбах разных девочек. В семье Ляльки отец был откровенный гуляка и своими поступками превратил мать в истеричку. Таня жила с отчимом, который в результате нелепых обстоятельств потерял работу, спился, переселился к соседке-алкоголичке и однажды умер. У Светика отец ушел из семьи позже, когда она уже не жила дома, была с мужем заграницей. Мать не перенесла горя и потеряла рассудок.

Плачет старушка: мало пожила... 

Интересна линия судьбы Зои. Она выросла под влиянием бабушки - семейного диктатора .

«Завтракали молча, чтобы не разбудить бабушку. Бабушка была главным членом семьи. Еще бы — соратница самой Надежды Константиновны Крупской, заслуженный человек, персональная пенсионерка, фронтовичка, писательница. У бабушки была самая большая комната — с двумя окнами, она называла ее «кабинет». На столе стояла пишущая машинка, на которой бабушка работала, писала свои книги — воспоминания о революции и встречах с Лениным. Когда бабушка работала, все ходили на цыпочках — не дай бог, помешать!»

Впитанные с молоком бабушки коммунистические идеи, Зоя пронесла через все свое детство и студенческую юность. С отличием закончила медицинский институт, стала заведующей отделением, доктором медицинских наук и депутатом Государственной думы от фракции КПРФ.  По роду деятельности она должна быть милосердна,  но ее 
принципиальность граничит с жестокостью. А обиды не прощает никому, ради мести использует любые средства. 

А шарик вернулся, а он голубой. 

Как в любом женском романе все заканчивается хепиэндом. Но не у всех, а только у тех, кто этого заслужил.


Комментариев нет:

Отправить комментарий