вторник, 15 июля 2014 г.

Дуг Лемов «Мастерство учителя»

Так сложилось, что у меня небольшой педагогический опыт. Всего три с небольшим года. После окончания педагогического вуза я пришла в класс к четвероклашкам и испытала психологический шок. В институте меня научили рассуждать на филологические, политические, философские, литературоведческие темы, но не научили разговаривать с детьми. Я понятия не имела о том, как нужно управлять классом в 32 человека! Я не знала, как с ними справиться, о чем говорить вне предмета, как доходчиво объяснить тему, как заинтересовать материалом класс… У меня была ПАНИКА! Нет, конечно, я изучала педагогическую теорию, знала некоторые методические приемы, умела писать план урока. У меня даже два месяца была педагогическая практика!.. Но я не могла говорить понятным для детей языком. Голова была забита терминологией, теорией о происхождении языка и кучей других научных теорий мало соприкасающихся с практикой. О том, как заставить нерадивого ученика выполнять задания, слушать объяснения учителя я имела очень отдаленное представление. Конечно, я пыталась читать педагогическую литературу, но толковых книг было мало, да и найти их было трудно, Интернета не было. (Как раньше люди жили без Интернета? ;)) Приходилось учиться на собственных ошибках и опыте старших коллег. Думаю, что многие современные выпускники вузов испытывают подобный шок от первого общения со школьниками. У меня появилась мысль, что для них нужно проводить психологические тренинги по адаптации к школе. К счастью, сейчас время другое и есть прекрасные книги, которые учат учителей азам профессии. Книга Дуга Лемова «Мастерство учителя» из их числа.

Если бы тогда она мне попалась в руки… Книга эта имеет большую практическую пользу для начинающего учителя потому, что автор был в подобной ситуации. Он знает, как нелегко стоять перед классом.

«Когда я был молодым, начинающим учителем, мне давали множество советов. Я записывался на всевозможные тренинги и семинары, после которых у меня в ушах еще долго звучали высокие слова. .. И каждый раз я испытывал прилив вдохновения, чувствовал себя готовым на новые свершения - до тех пор, пока на следующее утро не приходил в школу. Тут я обычно спрашивал себя: «Ну и как именно это осуществить? Что мне надо сделать в 8:25 утра, чтобы продемонстрировать ученикам, как многого я от них жду?» В итоге научиться преподавать мне помогли предельно конкретные советы более опытных коллег, например: «Если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись беспрекословно, отдавая их, стой на месте. Если ты при этом будешь, скажем, раздавать тетради, у класса создастся впечатление, что твои указания не важнее, чем все другие твои действия. Покажи, что твои распоряжения действительно важны. Отдавая их, стой на месте. И дети отреагируют на это должным образом».


Кажется, что так просто, но до этого нужно дойти самому или где-то подсмотреть! Вот из таких простых советов и состоит вся книга.
  • Как непослушных учеников заставить быть послушными? 
  • Как нерадивых учеников заставить учиться? 
  • Как организовать работу в классе так, чтобы все 100 % работали? 
  • Как сделать так, чтобы ученики поверили в себя? 
  • Как уйти от рутинной работы и эффективно использовать время на уроке? 
  • Как побудить учеников мыслить критически? 
  • Как научить учащихся читать? И еще много других практических советов. 
Автор книги имеет опыт работы в государственных образовательных учреждениях Америки, в которых учатся обычные школьники из бедных семей. В большинстве своем это дети не очень хорошо владеющие английским языком, поэтому приемы работы с ними актуальны и для российских педагогов, преподающих в многонациональных классах. Дуг Лемов дает рекомендации, как работать над языковыми ошибками, как правильно и тактично исправлять речевые недостатки на любом уроке.

Несмотря на то, что книга отражает специфику американского образовательного стандарта, в ней есть много схожего с российским образованием. Например, глава «Планирование – гарантия высокой успеваемости» посвящена не столько вопросам планирования урока, сколько описанию методик, работающих на результат. Как это актуально в свете новых ФГОС! Или вот эта картинка: 

«Надо признать, далеко не все учителя тратят время на детальное изучение всех аспектов своей ответственности и отчетности. В результате не все учителя достаточно эффективно осваивают мастерство обучения детей именно тем навыкам и знаниям, которые нужны тем больше всего. Вполне вероятно, что у вас с этими так все нормально. Но даже если вы используете все методики, описанные в этой книге, но при этом постоянно не сверяетесь с оценочными стандартами, то рискуете весьма решительно двигаться в совершенно неправильном направлении».

Разве она не про нас?

Очень внимательно прочитала вторую часть книги «Как научить читать с максимальной пользой», т.к. тема мне близка.  Дуг Лемов совершенно справедливо призывает педагогов всех предметных областей работать над осмысленным чтением учащихся. Под осмысленным чтением он понимает «чтение контролируемое, умеренно экспрессивное и эффективно используемое». Контролируемое чтение с точки зрения автора - это чтение какого-то текста всем классом на уроке в определенное время. Педагоги знают, как трудно организовать такое чтение. Обязательно найдутся ученики, которые не будут читать, а просто витать в облаках, разглядывать картинки в учебнике, заниматься другими делами. Дуг Лемов рассматривает несколько простых приемов, но мне они показались популярными и хорошо известными учителям начальной школы. Под умеренной экспрессивностью скрывается выразительное чтение текста. Описанные в книге приемы примитивны, а в арсенале российских педагогов-мастеров есть масса интересных наработок по этой теме. 

Далее автор подробно останавливается на навыках грамотного читателя:
  • Декодирование текста — процесс расшифровки письменного текста с целью идентификации составляющих его слов.
  • Беглость чтения — данное понятие предполагает автоматизм, то есть способность читать с высокой скоростью, в сочетании с экспрессией, то есть способностью группировать слова во фразы, передавая их смысл и выделяя интонационно.
  • Лексический запас — словарная база ученика: сколько слов и насколько хорошо он знает.
  • Понимание текста — какую часть написанного  или напечатанного текста понимает ученик.
Думаю, что перечисленные навыки относятся к учащимся начальной школы. Для основной и старшей нужен другой набор навыков. 

В ФГОС прописан такой метапредметный результат как «смысловое чтение». В педагогической литературе можно найти информацию о том, как формировать его. На портале ТолВики в прошлом учебном году педагогический конкурс IT-activity был посвящен этой теме. Педагоги разработали и провели уроки, на которых запланировали среди других результатов и развитие смыслового чтения

Книгу Дуга Лемова «Мастерство учителя» стоит рекомендовать молодым педагогам, начинающим свою работу в начальном звене школы. Только во время чтения советую:

  1. запастись временем. Книга не читается быстро и легко. Ее нужно обдумывать, делать записи, анализировать. 
  2. уметь транспонировать специфику американской школы на российскую образовательную почву. Например, многие описанные в книге приемы известны у нас в педагогической литературе под другими названиями. Поэтому во время чтения нужно соотносить понятия, примеряя американскую специфику на себя.
  3. мыслить критически (по рекомендации автора книги), т.е. отбирать полезный материал от вторичного. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий