суббота, 11 января 2014 г.

Ролан Быков «Я побит – начну сначала!»

Войдите в книжный магазин и вы увидите на самом видном месте скандальные откровения очередной звезды в глянцевой обложке с ярким шокирующим заголовком под лозунгом «Хит продаж».
Ежемесячно издательства штампуют такие хиты в формате дневниковых записей. Якобы в них «поп-звезды», певцы, актеры, медийные личности «откровенно делятся» своими жизненными перипетиями, обнажая перед читателем душу. Но с первых страниц становится понятно, что известный футболист, боксер, певец вряд ли вел дневник, вероятнее всего какой-то специально созданный штаб редакторов сочинил за него историю его жизни: в нужных местах приукрасив, а где-то умолчав о поражениях. Мало того, что эти книги не имеют художественной ценности, так они еще формируют дурной читательский вкус, извращая сущность дневниковых записей. А ведь только читая подлинные дневники писателей, актеров можно понять масштаб личности, увидеть всю черновую работу над ролью, произведением, понять, почему дана та или иная трактовка образа.

Книга «Я побит – начну сначала!» Ролана Анатольевича Быкова принадлежит к числу таких ценных дневниковых записей. Дневник Быкова – это не дневник вовсе, а рабочие тетрадные записи, собранные и изданные Еленой Санаевой практически без правок только с небольшими комментариями, с той целью, чтобы читатель смог ориентироваться во времени, обстоятельствах. Даже главы называются по тетрадям: «Маленькая коричневая», «Узкая бордовая», «Черная с картинкой», «Темно-зеленая»... Некоторые даты совпадают в разных тетрадях, так как, вероятно, Ролан Анатольевич одну из тетрадей брал в поездки, а другую оставлял дома. На протяжении пятидесяти лет он вел дневниковые записи, в которых не только констатировал события дня, но и размышлял над ролями, писал тексты публичных выступлений, статей, философствовал, исследовал, сочинял стихи.

У меня почему-то его актерское амплуа ассоциируется с детскими или комедийными ролями. Первый образ - это Кот Базилио из «Приключения Буратино», затем Бармалей из «Айболита 66», отец Фёдора из «12 стульев» с блистательным Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера, помню охотника из «Приключений Красной шапочки», главаря разбойников из «Приключения Али Бабы и 40 разбойников». А уж только потом я припоминаю Акакия Башмачкина («Шинель»), Ковалева («Нос»), профессора Ларсена («Письма мёртвого человека») и другие роли. Совершенно отдельно стоит для меня фильм «Чучело». Фильм-шок, фильм-правда, фильм-событие, фильм-шедевр.

Читая быковские тетрадочки, я словно побывала в своем советском детстве. Дневники настолько подлинно до мельчайших подробностей (а как же иначе, ведь практически каждый день Ролан Анатольевич что-то записывал) передают дух времени, эмоции талантливого человека, борьбу за фильмы, творческие муки в период работы над ролями. Явно представляешь его борьбу с системой, чиновниками от Госкино, а его сердечная боль отдавалась в моем сердце. Я стала невольной соучастницей всех его ролей, вместе с ним темными ночами строчила статьи о детском кинематографе, размышляла о фольклоре и вместе с ним писала стихи (к слову сказать, я не балуюсь рифмоплетством).


В этих дневниковых записях практически нет описаний личной жизни, так кое-где промелькнет имя любимой жены, да забота о здоровье мамы и Паши. А все остальное только работа, работа, очень много работы и борьбы не с косной бюрократической системой.


Нет радости в конце пути, 
В конце пути есть грусть, 
Как ни стремился ты дойти, 
И пусть сбылось все! Пусть!

Есть у концов всегда печаль, 

Хоть все и слава Богу, 
Но все-таки чего-то жаль...
Скорей всего - дорогу!

Книгу я читала долго, размышляла над тем, как написать отзыв. В электронной версии делала закладки, а вдруг пригодиться на будущее не только мне, но и вам. Вот некоторые закладки с онлайн варианта книги:

Комментариев нет:

Отправить комментарий